ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Документы
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). - Приказ Министерства Просвещения РФ №219 от 06.05.2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Дорожная карта мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ им. В. С. Чекмасова с. Большое Микушкино на 2024/2025 учебный год
Полезные ресурсы
ГАУ ДПО Самарской области «Институт развития образования»
ГБУ ДПО Самарской области «Похвистневский Ресурсный центр»
http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о ФГ
Программа курса “Развитие функциональной грамотности обучающихся”
Программа рассчитана на 5 лет обучения (5-9 кл). Содержит разработанный учебно-тематический план.
Банк заданий по функциональной грамотности (демоверсии)
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Примерные задания PISA по чтению. математике и естествознанию
- Примерные задания по математике
- ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЧТЕНИЮ PISA-2009
- Инструкция Читательская грамотность
- Спецификация диагностики читательской грамотности обучающихся 4-х классов
- Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка
- Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка
- Задачи на грамотность чтения
- Задания «Царь Соломон и пчелы»
- Задания по читательской грамотности 6-7 классов
- Тесты с заданиями. Читательская грамотность
Математическая грамотность 5-10 класс
Методические рекомендации Основы финансовой грамотности
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
- Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Методические материалы по формированию функциональной грамотности
- Перечень методических и дидактических материалов для проведения занятий по развитию ФГ
- РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Методическое пособие для педагогов - Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ
- ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ PISA по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся. 5-9 классы»
- Программа курса «Развитие креативного мышления обучающихся» (9 класс)
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
- СИПКРО
- Региональный банк по формированию функциональной грамотности
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
- Примеры открытых заданий по математической грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
- https://myskills.ru/exam/test/group/12/details/1460
- https://fg.resh.edu.ru/
- http://dporcchap.ru/funkcionalnaya-gramotnost/2080-bank-zadaniy-formiruyuschih-fg.
- htmlhttps://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram